Вас задержали оперативники, привезли в отдел, и практически сутки вы пребываете в хаусе. Вокруг незнакомые люди. Они что-то постоянно говорят, говорят. Вас водят из кабинета в кабинет, кто-то задает вопросы, уговаривает что-то рассказать и идти домой. Другие угрожают и постоянно суют какие-то бумаги на подпись, а вы, слабо соображая, что происходит, их тупо подписываете.
Обстановка и люди вокруг меняются так быстро, что всё это напоминает карусель.
И вот измождённого, а спать там не полагается, голодного, кормить тоже, вас наконец-то приводят в кабинет к следователю.
Надо полагать, что ваш статус с задержанного по подозрению изменился на статус подозреваемого по уголовному делу.
Вежливый и улыбчивый следователь, в компании заранее приглашённого адвоката или без него, давно Вас поджидает!
Что же дальше?
А вот что! Забыть всё, что с вами происходило за последние сутки. Необходимо напрячься, собрать все оставшиеся силы. Именно здесь и сейчас начинается действо, которое, скорее всего, окажется самым важным в вашей судьбе на ближайшие несколько лет.
Для начала запомните или лучше «зарубите себе на носу» - не ищите в следователе друга, пусть он кажется самым «нормальным парнем» на всём белом свете, но он Вам не друг, и никогда им не будет. Он всего лишь сотрудник, который исполняет свои обязанности, и только.
Не пытайтесь с ним договариваться о чём-либо, всё одно - обман. Не переоценивайте себя, на этом поле мяч всегда летит в одни ворота.
Главная и единственная задача следователя — это здесь и сейчас допросить вас так, как надобно ему, и поверьте, его не интересует, как было на самом деле. Такая тактика следователя будет на начальном этапе, а ближе к завершению, вы перестанете интересовать его вовсе.
Заметьте, я также не сказала, что следователь вам враг, враг здесь один – ваши неконтролируемые эмоции, если только вы не проходили курсы разведчиков на преодоление страха и подавление инстинкта самосохранения.
Именно при первом допросе – допросе подозреваемого совершается первая ошибка, за которую придется расплачиваться на всех стадиях судопроизводства. Вы, со своим пониманием ситуации, добровольно расскажете следствию свою «картину мира». Следователь, как «добрый слоник», с сочувствием в глазах вас выслушает, покивает головой, всем свои видом показывая, что он на вашей стороне, и изложит в протоколе свою версию.
В отличие от вас, он чётко знает, что ему нужно – обвинительное заключение, а как итог, обвинительный приговор.
И поверьте, кем бы вы ни были до задержания, как личность вы ему не интересны. Для него вы «сбитый лётчик». И чем выше были ваши должность или статус, тем с большим энтузиазмом он примется за дело.
Как поступит следователь с вашим свободным рассказом? Он мысленно расчленит его на составные части, вырвет из контекста необходимое. Это «из песни слов не выкинешь», а из вашего рассказа – пожалуйста. Далее его подредактирует и изложит так, что вы и не заметите, как смысловое содержание изменилось и с лёгкостью подпишете протокол.
Спросите, какой же выход? Да самый незатейливый. Просто не дайте ему это сделать - помолчите! Вспомните, как гласит старая русская пословица: «Слово – серебро, а молчание – золото!».
Ваши показания будут использованы в качестве доказательств по уголовному делу, даже в случае отказа от них впоследствии. Будьте уверены, что именно эти показания будут положены судом в основу вашего обвинительного приговора. Именно этими показаниями будут апеллировать апелляционная и кассационная инстанции, отказывая вам.
Можете сколько угодно потом доказывать суду, что подписали свои первые показания в отсутствие адвоката, под давлением, поддались обещаниям следователя отпустить вас домой под подписку о невыезде или под домашний арест.
Суд доводы выслушает, обязательно «проверит», в итоге отнесется к ним критически. Как проверит? Он вызовет следователя, который, под пыткой подтвердит, что вам не угрожал, ничего не обещал. Его слова подтверждает подпись адвоката, которая имеется в протоколе допроса.
Также не надейтесь, что суд в один прекрасный день признает ваши показания недопустимым доказательством в связи с отсутствием на допросе адвоката. Такая вероятность практически равна «нулю».
Причина этому – вы!
Согласно п.1 части первой ст.75 УПК РФ: «Недопустимыми показания подозреваемого или обвиняемого, будут только те показания, которые были даны в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтверждённые в суде».
Вы не смогли предусмотреть всех «но» и в протоколе в графе «заявления/замечания» записи по данному факту не оставили, т. е. фактически согласились на допрос без адвоката.
Следователь и адвокат, подпись которого появится в протоколе чуть позже, будут вызваны в суд по вашему ходатайству для дачи показаний, но ни один из них никогда не признается суду, что допрос проходил в отсутствие защитника.
Других оснований нет!
Поэтому совет такой: не торопиться с показаниями, да и куда уже, собственно, торопиться? Следствие в любом случае постарается вас арестовать, а учитывая сроки, в которые расследуются дела, у вас будет год или полтора, чтобы всё продумать и выработать позицию с защитой.
Позвольте следователю самому расследовать дело, без ваших «подсказок», он же следователь!
Предлагаю воспользоваться п. 2 части четвертой ст. 46 УПК РФ, которая гласит: «подозреваемый вправе: давать объяснения и показания по поводу, имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний».
Скажете: «А как же всем знакомая ст.51 Конституции РФ? Её можно использовать?».
Ни в коем случае! Оставьте её для свидетелей, вас изобличающих.
Это излюбленная статья правоохранителей, и звучит она следующим образом: «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».
Если оставить родственников в покое, то её смысл такой: «мне есть, что скрывать, но я не скажу», т. е. ссылаясь на эту статью, вы даёте следователю или суду основания полагать, что вы в априори причастны к совершению преступления, но не хотите рассказывать. Это их устроит.
Статья, за которую ратую я, без подтекста и позволяет не давать показаний независимо от того, есть, что скрывать или нет. Используйте её, и вы не дадите пищи для раздумий ни следствию, ни суду.
На все вопросы следователя при допросе вас подозреваемым однозначно отвечайте: «46!».
Как вы понимаете, нервное возбуждение следователя при таких обстоятельствах неизбежно.
Теперь приготовьтесь испытать на себе весь арсенал манипулятора: уговаривать, винить, пугать и шантажировать.
Он попытается найти ваши болевые точки и оказать скрытое психологическое давление, давая понять, что вы сам себе враг. Если не получится, начнёт действовать явно: кричать, повторяя одни и те же требования, торговаться (хороший знак), стараться вызвать страх оказаться в СИЗО, закидывать вас фактами вашей виновности (ещё не проверенными), порой откровенно блефуя, или топорно заставлять подписать уже готовый протокол (хороший знак).
В качестве примера могу рассказать, как девушка, впоследствии моя подзащитная, на первом допросе подписала 7 эпизодов мошенничества, совершенных группой лиц по предварительному сговору. Ни один, ни два, а сразу семь. Следователь изначально обещал ей домашний арест, не соглашалась, потом подписку о невыезде, не соглашалась. Как она мне пояснила: «Почему я должна была подписывать, если я этого не совершала. Подписала, когда он сказал, что будет вынужден обратиться в органы опеки и моих дочерей, которым было 6 и 12 лет, заберут в детский дом…». Редкая мать сделала бы по-другому.
После признания 7 эпизодов ее арестовали, а дети остались с бабушкой пенсионеркой на два года.
Не согласившись, вы навлекаете на себя гнев и, скорее всего, будете лишены права на законные два свидания в месяц, вам не выдадут разрешение на звонки, а при каждом удобном случае следователь попытается отыграться на ваших родственниках. Адвокату достанется тоже. Он будет лишен допуска к «телу» следователя - процессуального общения, что осложнит процесс подачи ходатайств и ответов на них.
Встав «на тропу войны», будьте готовы, что воевать с вами будут не всегда законными методами.
Стойте твёрдо на своей позиции. Вспомните римское право: «Признание – царица доказательств», признание, которое делает излишним все иные доказательства.
Физическую силу в кабинете следователя к вам применять никто не будет, даже самый неблагонадёжный адвокат не позволит этого в своем присутствии.
Если вы человек непомерно самонадеянный и решили дать показания, то не ленитесь и обязательно перечитайте протокол, читайте каждое слово, не полагайтесь на назначенного следствием адвоката. В суде, доводы, что вы подписали свои показания, не читая, и говорили тогда совсем о другом, не пройдут.
Показания должны быть краткими и чёткими, независимо от того признательные они или нет. На вопросы отвечайте чётко и коротко, «да» или «нет», если не знаете, что ответить, говорите: «не знаю», не придумывайте и не домысливайте ничего.
Если при прочтении протокола обнаружится, что ваши показания частично следователем искажены, заставьте его внести исправления, не согласился, не расстраивайтесь, сделайте об этом заявление в уже знакомой вам графе «заявления/замечания».
Если ваши показания полностью признательные, советую учесть, что мы живем в «эпоху рыночных отношений», и продать их надо подороже. Представьте, что ваши признательные показания — это товар. Цена такого товара — это свобода. Начните торги с максимума – досудебное соглашение или сделка со следствием, мера пресечения в виде домашнего ареста или запрета определённых действий, два свидания с родственниками в месяц, телефонные звонки. Одним словом, торгуйтесь.
За просто так не отдавайте ни одного слова, но и не слишком доверяйте следователю, его дружескому расположению. Помните, следователь может много, но не всё, над ним есть руководство и прокурор, которым ваша цена может показаться невыгодной.